Союз журналистов России запустит «биржу труда» для работников СМИ

13.01.2021
Союз журналистов России (СЖР) запустит «биржу труда» для работников СМИ, в том числе тех, кто потерял работу во время пандемии коронавируса.

Об этом корреспонденту ТАСС рассказал глава СЖР Владимир Соловьев в преддверии Дня российской печати.

«В ближайшее время мы собираемся запустить своеобразную биржу труда для журналистов, потерявших работу во время пандемии. У нас есть большое количество резюме от наших коллег, которые ищут работу, и есть много запросов от СМИ, которые ищут журналистов. Мы хотим объединить запросы и совместно с HeadHunter на нашем сайте будем делать «биржу труда» для журналистов», — рассказал собеседник ТАСС.

В День российской печати, 13 января, рассказал Соловьев, СЖР запустит глобальное исследование о том, как пандемия повлияла на работу российских СМИ. «Главная задача — оценить состояние отрасли и выявить проблемы, с которыми столкнулись редакции региональных средств массовой информации из-за пандемии», — заметил он. В опросе примут участие несколько тысяч представителей региональных, районных и местных СМИ. В результате появятся данные, сколько редакций прекратили свою работу, сколько сотрудников пришлось сократить, как изменился уровень зарплат журналистов, уменьшилось ли число рекламодателей и их бюджеты, какие дополнительные ресурсы планируется привлечь для работы в 2021 году.

По словам главы СЖР, сейчас крайне важно прояснить реальную картину последствий, с которыми СМИ столкнулись в результате пандемии. Тогда будет понимание, какая поддержка необходима отрасли на данном этапе. «В марте прошлого года мы уже проводили подобное исследование. С результатами опроса я ознакомил участников онлайн-заседания профильного комитета Госдумы. Предложение по поддержке региональных СМИ было направлено премьер-министру Михаилу Мишустину. И в мае вышло постановление о включении средств массовой информации в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19», — отметил Соловьев. Помощь государства получили порядка 30 тыс. СМИ.

Состояние рынка печати

Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», экс-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП, до декабря 2020 года) рассказал ТАСС, что объем прессы в экземплярах продолжал снижение в 2020 году. «Как тренд это сохранится и в 2021 году, но, учитывая ситуацию в 2020 году, когда в условиях пандемии тиражи падали не естественным образом, есть большая вероятность коррекции — возврата показателей вверх. И мы увидим некоторый рост тиражей, как это мы смогли отметить уже в последнем квартале ушедшего года», — рассказал собеседник агентства.

По его словам, были сегменты, по которым пандемия и ограничения ударили сильнее — это бесплатная пресса, распространяющаяся в общественных пространствах, бизнес-центрах, заведениях общепита и красоты, которые были физически недоступны аудитории. В этих сегментах, при стабилизации активной жизни возможен ощутимый рост тиражей, уверен Новиков.

Касаясь еженедельных и реже выходящих изданий Новиков заметил, что в этой нише эволюционное снижение тиражей и рекламных доходов продолжится, а издатели продолжат активно развивать digital-проекты и наращивать рекламную выручку в этом сегменте.

По данным ГИПП и согласно прогнозам экспертов, общий объем рынка периодической печати в 2020 году составит 56,1 млрд руб. Показатели продаж газет и журналов в 2020 году на фоне пандемии и введенных ограничений на торговлю составят в стоимостном выражении 46,4 млрд руб. По оценкам экспертов, в 2020 году издатели недополучат от реализации печатных копий свыше 23% доходов по сравнению с прошлым годом.

По данным ГИПП, количество зарегистрированных в России периодических печатных СМИ начиная с 2008 года ежегодно снижается. За последние три года перечень зарегистрированных печатных изданий сократился на 11%, а за последние восемь лет — на 34,7%. В 2020 году 65% зарегистрированных СМИ в России — печатные (42,23 тыс.), причем за год количество сократилось на 1,5% (653 издания).

Новиков отметил, что сейчас остается вопрос дополнительных мер поддержки СМИ и пролонгации существующих мер господдержки. «Рассрочка на погашение налоговых выплат, безусловно, является важной мерой. Но в периоде продолжающей снижаться экономики рассрочка превращается в накопленные долги, которые платить все равно очень сложно. Наверное, к пролонгации мер нужны не только рассрочки, но и списания», — указал он.

День российской печати отмечается 13 января. В этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер газеты «Ведомости».