Журналистика еще «та»

04.06.2020
Журфак ДВФУ: «Если за студентом вуза будут реальные медиапроекты, то за ним выстроится очередь из работодателей».
Поступление в вуз на направления подготовки, связанные с творчеством и специальными навыками, требует от абитуриентов прохождения дополнительных вступительных испытаний. Как в 2020 году будет организовано зачисление студентов на медиакоммуникационные специальности, чего ждут от будущих медийщиков, рассказал директор Департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, кандидат политических наук Никита Аргылов.


«Старая добрая» журналистика


- Сейчас студентам журфака часто говорят, что журналистика «уже не та». Вы согласны с этим?

- Думаю, что по содержанию журналистика «та», но вот упаковка теперь другая. Те бизнес-процессы, которые налаживались годами: продажа тиражей, охват домохозяйств, потерпели крах, а новые форматы монетизации в интернете работают иначе, из-за этого происходит своеобразная зачистка тех СМИ, которые не смогли перестроиться. Из-за этого многие медиапроекты, к сожалению, умирают, но на их месте появляются новые, прежде всего там, где есть «свобода», то есть в интернет-пространстве. Она меньше всего регулируется и контролируется.

К тому же на журналистику сильно влияют политические процессы. Государство стремится контролировать СМИ. Но до сих пор не очень понятно, как регулировать интернет-пространство, традиционные инструменты контроля чаще всего не срабатывают. Мне кажется, журналистика поменялась только организационно-технически, а принципы и традиции – те же.

- СМИ все еще четвертая власть?

- Безусловно. Журналистика борется за справедливость, и все неправомерные поступки тех или иных лиц предаются через СМИ публичному обсуждению и порицанию. Поэтому, конечно, настроение в обществе задают во многом медиа.


Творчество или ремесло?


- Что, по вашему мнению, самое важное в обучении журналистике? Есть ли это в ДВФУ?

- Журфак – классическое определение. Я сторонник того, что профильное журналистское образование необходимо. Невозможно быть в профессии, не зная ее основ и идеалов. Иначе на что же нам ориентироваться, как не на идеальные вещи, на лучших людей в нашей области?

Если углубиться в суть, выходит, что журналистика в основе своей – это технология, и этому надо учиться. К тому же высшее образование позволяет осмыслить профессию. Студентов обучают формам и жанрам, этике, рассказывают об истории журналистики, внутренних процессах отрасли.

К нам приходит определенный психотип людей, стремящихся не столько к публичности, сколько к признанию, с развитым чувством справедливости, желанием всегда быть в гуще событий, например. И наша задача – пытаться увеличивать долю таких студентов. Мы очень хотим, чтобы к нам поступали молодые люди с желанием сделать что-то в профессии. И это не та специальность, где можно просто «отсиживать» четыре года, эта профессия требует вовлеченности.

В апреле этого годы мы объявили конкурс «Премия в области детской и юношеской журналистики и общественных коммуникаций» для всех школьников Дальнего Востока, которые уже в средней школе редактируют, пишут, снимают. Мы очень хотим, чтобы такие активные ребята, предрасположенные к профессии, пришли в наш университет. Именно среди них много трудоголиков, мотивированных ребят.

- По поводу профессионально ориентированных абитуриентов. Одним из пунктов успешного прохождения творческого испытания является предоставление приемной комиссии материалов, которые будущий студент опубликовал в СМИ за время учебы в школе. Помогают ли эти работы понять, получится из человека журналист или нет?

- Сейчас ярко выражено мнение о том, что поколение ЕГЭ не умеет писать и говорить, неграмотное, и приемная комиссия вроде как не видит, кого принимает. У нас в этом плане есть возможность фильтрации.

Высокие баллы ЕГЭ недостаточны для поступления на журфак. С помощью публикаций мы можем увидеть, хорошо ли человек пишет, делал ли какие-то интересные проекты. Это гарант того, что такой студент проявит себя во время учебы. Чем больше таких студентов мы поддержим, тем лучше будет качество образования.

- Творческие испытания всегда проходили в очном формате. Как будет выглядеть эта процедура в условиях пандемии?

- В этом году все работы абитуриенты будут отправлять приемной комиссии дистанционно, а собеседование и эссе пройдут в специальной программе Examus в онлайн-формате. Комиссия сможет проследить за честностью выполнения абитуриентом вступительного испытания. После написания все эссе в дешифрованном виде отправляются на оценку комиссии. Ориентировочно вся процедура намечена на август.

- Несколько лет подряд проходной балл на журфак ДВФУ оставался самым высоким среди всех специальностей университета. О чем это говорит и сказывается ли этот факт на уровне подготовленности абитуриентов?

- Так как это публичная профессия, о ней знают очень много людей. Школьники вырастают буквально с гаджетами в руках и экранами десктопов перед глазами и постоянно находятся в медийном пространстве. К тому же молодые люди – максималисты, им хочется свободы и справедливости. Из-за этого высокий интерес к специальности, и практически во всех вузах страны эта профессия входит в топ-5 по количеству поступающих, отсюда и высокий балл.

- Если специальность так популярна и на нее очень большой конкурс, то почему так мало бюджетных мест?

- Количество бюджетных мест определяется министерством науки и высшего образования, и один из ключевых показателей решения – процесс трудоустройства выпускников. Чем больше именно бюджетников устроится по профессии, тем больше выделится бюджетных мест на специальность. Государство фиксирует трудоустройство с официальным трудовым договором, пенсионными отчислениями, а журналисты очень часто работают фрилансерами или по договору гражданско-правового характера, что системой не учитывается. При этом они могут зарабатывать огромные для рынка деньги, ведь спрос на специалистов высшей квалификации всегда высок.


Журналиста ноги кормят


- Спрос на обучение очень большой, но трудоустраиваются по итогу не все. Что происходит со студентами за время учебы? Они теряют интерес?

- Нельзя сказать, что работу находят не все, просто отследить это сложно. Сам процесс не совсем формализован. Например, трудоустройство учителей – это госзаказ, а медиаиндустрия – это чаще всего бизнес. В ней все зависит от условий существования той или иной редакции: если дела плохи – штат расширяться не будет, и наоборот. Поэтому студента могут сразу не оформить, подержать в стажерах.

А во время учебы к ребятам действительно может прийти разочарование. Оказывается, что журналистика – это труд, и нужно общаться с большим количеством людей, постоянно думать наперед, договариваться, а часто хочется, чтобы все получилось «здесь и сейчас». Конечно, во многом отношение студентов к учебе зависит и от преподавателей: может, в чем-то мы даем им больше свободы, не бегаем, как в школе, за каждым студентом. А в журналистике имя зарабатывается лишь трудом. Если за учащимся вуза будут реальные медиапроекты, то, думаю, за ним выстроится очередь из работодателей.

Наш департамент делает шаги навстречу студентам. Например, с весеннего семестра все занятия переставили на первую половину для, чтобы после обеда студент мог заняться своими делами, подрабатывать, что-то писать. Придумали мастерские и курсы на добровольной основе. И я считаю, что это направление нужно расширять и улучшать, чтобы сами студенты приходили и говорили: «Я хочу проходить стажировку в РБК или, например, в «Бумаге», но писать отсюда». Мы всегда поддерживали и готовы поддержать такого рода инициативы.

- Расскажите подробнее про мастерские, которые университет запустил в этом году.

- Пока мы создали пять творческих мастерских, студенты записывались на них добровольно. Особенно удачным стало сотрудничество с «Российской газетой», ребята публиковались в ней по нескольку раз. На ОТВ-Прим одна из студенток поучаствовала в процессе создания документального фильма.

Также планировалось посещение ребятами предприятий, но в связи с коронавирусом наши планы оказались невыполнимы. К сожалению, наладить работу в дистанционном формате не удалось. Но думаем, что все еще впереди.

- Что же все-таки важнее для журналиста: теория или практика?

- Конечно, в практической деятельности теория уходит на второй план. Но у преподавателей именно теория идет первым блоком, потому что они должны дать студентам общее представление о профессии.

Личная технология написания [от какого-то конкретного преподавателя] им неинтересна, они узнают это во время практики.

Знать теорию – значит быть привязанным к большой системе. На практике нам не всегда удается писать так, как мы планировали. Но журналистика – очень специфичная профессия: не модная, без высоких заработков, публичная, в чем-то опасная, и преподаватели на этой специальности должны профессионально ориентировать своих студентов.

И для студента теория должна быть на первом месте. Нужно понимать, что из чего строится, знать историю. В университете студенты получают не только теоретические знания, но и готовятся выпуститься в большой свет и наращивают свои практические навыки.


Будет больше онлайн-встреч


- Совсем недавно ДВФУ вступил в Европейскую ассоциацию преподавателей журналистики. Как это отразится на работе департамента?

- В эту организацию вступают, безусловно, только вузы с высоким уровнем подготовки студентов. ДВФУ попал туда, потому что наш журфак существует с 1961 года и за это время накопил большой багаж опыта в преподавании. Также сейчас в Департаменте коммуникаций и медиа мы готовим студентов практически по всем медиаспециальностям: «Реклама и связи с общественностью» (PR), «Издательское дело», «Журналистика», у нас нет всего двух образовательных программ: «Медиакоммуникации» и «Телевидение». Это лишь дело времени.

Вступление в ассоциацию дает нам возможность общения с другими ее членами. То есть преподаватели различных вузов встречаются на совещаниях и обсуждают самые важные вопросы: как общаться со студентами, как их мотивировать, какие есть новые форматы обучения. Также для студентов открылся доступ к интересным стажировкам других вузов.

- Вы упомянули, что в департаменте нет специальности «Телевидение». Почему нельзя сформировать что-то подобное на базе Учебной телевизионной студии ДВФУ?

- В рамках профиля «Мультимедийная журналистика» мы затрагиваем все аспекты профессии: радио, телевидение, печать, интернет. Отдельно телевизионное направление подготовки уже реализуется в других вузах. В планах к 2021 году открыть совместную магистерскую программу «Цифровая журналистика» в партнерстве с журфаком МГУ. В рамках этой программы будет показано, как реализуется современная журналистика на цифровых платформах. Лекторский корпус будет состоять из приглашенных профессоров МГУ имени М.В. Ломоносова.

- Есть ли разница образования между разными журфаками, например, Якутии и Приморья?

- Сейчас университетское образование – это не только знания, это в большей степени среда, в которой можно реализоваться. В принципе, практически все вузы готовят специалистов на одном уровне. Во всех университетах преподаватель приходит на лекцию, читает материал, а студент учится, сидя за партой. Отличаются, наверное, вузы с большим конкурсом, так как туда попали ребята с высокой мотивацией и желанием получить качественную профессиональную подготовку. Поэтому ДВФУ стремится привлекать ребят с более активной жизненной позицией, которые не могут позволить себе сидеть без дела.

В ДВФУ создана атмосфера и условия для роста: университет на побережье моря – для творчества, эргономичный кампус – для прагматиков, широкая сеть связей и контактов вуза – для коммуникаторов.

- С чем вы связываете стремление студентов и выпускников журфака уехать работать в центральную Россию?

- Я это глубоко поддерживаю и считаю, что к нам поступают талантливые студенты, которые по итогам обучения востребованы даже в высоконкурентных средах. И мне кажется, что они должны реализовываться в сильных СМИ с достойным отношением к сотрудникам. И это может быть не только Приморье и Россия, но и мир.

- Повлияет ли опыт дистанционного обучения на образовательные программы в будущем? Может быть, карантин дал понять, что некоторые методы преподавания устарели?

- Конечно, повлияет. В образовании будет больше онлайн-встреч. Например, в новом учебном году будут привлечены на работу профессорский состав из СПбГУ. Надеюсь, они привнесут свежий взгляд на обучение, продемонстрируют опыт другой школы. Мы за широкую палитру мнений, подходов и методик, чтобы дать возможность нашим универсантам расширить кругозор. Будут продолжены различные публичные мероприятия.

Источник информации: «НОВАЯ ГАЗЕТА» во Владивостоке»
Автор текста: Марина Зубко